Авторские права на песни

  1. Защита авторских и смежных прав по ГК РФ (главы 69, 70, 71);
  2. Дистрибуция музыки на музыкальные площадки через сайты-агрегаторы;
  3. Лицензия CC (Creative Commons);
  4. Контроль РАО. Лицензионный договор;
  5. Соотношение развития способов потребления музыки и законодательства разных стран.
1. Защита авторских и смежных прав по ГК РФ
  1. Право авторства — неотчуждаемо, непередаваемо, бессрочно (отдельно — музыка, отдельно — слова). Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя (ч. 1 ст. 1300 ГК РФ). Простой способ доказательства авторства является электронное письмо с текстом/музыкой песни себе на электронную почту. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора + 70 лет. Народные песни (если народность доказана) сразу являются общественным достоянием. Кавер-версию без отчислений в 2023 году можно записывать на песню, авторы которой умерли до 1953 года. После этого — общественное достояние.
  2. Смежные права на произведение (непосредственно на фонограмму, результаты исполнительской деятельности и пр.) — отчуждаемы. Их можно передавать. Например, ремикс песни с использованием оригинальной фонограммы. Использование части произведения как сэмпл. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет с момента записи.
  3. Пример сопоставления авторских и смежных прав. С. В. Рахманинов умер в 1943 году, и все его произведения являются общественным достоянием. Его цитирование возможно без заключения договора с наследниками (при указании соавторства). Однако фонограмму исполнения, принадлежащую ВГТРК, сделанную в 1980 году, нельзя использовать для создания производного произведения.
  4. Пример злоупотребления правом: удаление аккордов песен известных российских групп.
  5. Пример наказания за незаконное использование музыки в коммерческих целях в виде штрафа в размере 182 000 рублей. Ещё один пример — О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав исполнителей и изготовителей фонограмм (.pdf) на 325 000 рублей
Авторские и смежные права на песни
Пример злоупотребления авторским правом
2. Дистрибуция музыки на музыкальные площадки через сайты-агрегаторы
  1. На музыкальные площадки (apple music, spotify, yandex, vk, deezer, youtube music) песни попадают через прямую дистрибуцию (нужно соответствовать уровню “лейбла”, т.е. иметь много релизов, и заключать договоры с площадками), через лейблы: мейджор (Universal, Sony, Warner) и независимые лейблы, или — через сайты-агрегаторы (cdbaby, one-rpm, distrokid, tunecore). От выбора зависит процент (от 5 до 20), который забирает релизер.
  2. Песня должна соответствовать требованиям:
    1. Очищенные права на текст/музыку/обложку;
    2. Обложка должна содержать имя/название;
    3. Требования к названию (спец. символы, капс, прочие) от площадки к площадке;
    4. Тех. требования 44100 Гц @ 16 bit .wav;
    5. Обложка 1000 х 1000 и больше;
    6. Указание Explicit-контента;
    7. Соответствие иным внутренним требованиям площадки;
    8. Указание владельца смежных прав на фонограмму;
    9. Модерация и отправка занимает от недели до месяца.
  3. Коды. ISRC (International Standard Recording Code) есть у любой песни. UPC (Universal Product Code) — требование для США для любого релиза.
Личный кабинет cdbaby. Пример опубликованного альбома
Личный кабинет cdbaby. Пример опубликованного альбома
3. Лицензия CC (Creative Commons).
  1. CC BY «С указанием авторства»
  2. CC BY-SA «С указанием авторства — С сохранением условий»
  3. CC BY-ND «С указанием авторства — Без производных»
  4. CC BY-NC «С указанием авторства — Некоммерческая»
  5. CC BY-NC-SA «С указанием авторства — Некоммерческая — С сохранением условий»
  6. CC BY-NC-ND «С указанием авторства — Некоммерческая — Без производных»
  7. CC0 — отказ от своих авторских прав и передача произведения в общественное достояние
  8. Пример сайта с CC BY музыкой — https://freemusicarchive.org
  9. Можно воспроизводить публично в коммерческих целях (в кафе, клубах) — CC BY, CC BY-SA, CC BY-ND, CC0. Остальные — нельзя!
4. Контроль РАО. Лицензионный договор.
  1. РАО управляет правами авторов, если авторы явно не заявляют об обратном.
  2. Для публичного исполнения фонограмм необходимо заключение Лицензионного соглашения с авторами, с организациями, сообщающими произведения в эфир и по кабелю (например, с радио).
5. Соотношение развития способов потребления музыки и законодательства разных стран.
  1. Ни одна из стран не может актуализировать законодательство так же быстро, как появляются новые способы потребления музыки/искусства.
  2. Россия: не закрыт (и даже не рассматривался на законодательном уровне) вопрос использования кавер-версий. При этом бесконечно много кавер-групп (99% из них нарушают закон), бесконечно много каверов (например youtube). Любого автора, который заимствует чужое творчество, делает оммаж, просто перепевает песню можно привлечь к уплате многотысячных штрафов. Этим пользуются правообладатели;
  3. США. Существует схема по покупке квот на использование кавер-версий. При этом законодательство — середины XX века, не принимается во внимание современный способ потребления музыки в интернете (стриминг, а не скачивания).
  4. Рассмотрение локального законодательства достаточно бессмысленно: потребление музыки происходит через транснациональные корпорации (Spotify, Youtube и пр.) Они являются “законодателями”, в своих лицензионных соглашениях устанавливая любые требования к законодательной очистке музыки. При этом большинство площадок ориентируются на законодательство США. За последние 5 лет мейджоры (и держатели большинства музыки) интегрировались в площадки на уровне авто-модерации. При этом, зачастую, презюмируется право авторства за мейджором, а не за автором, который опубликовал произведение раньше;
  5. Из предыдущего пункта следует невозможность справедливого рассмотрения жалобы, и практическая невозможность судебной защиты своих прав. Общение с тех. поддержкой, зачастую, необъективно, не позволяет рассмотрение по существу. Так, происходит распубликование и односторонний отказ работать с Россией и российскими исполнителями/организациями;
  6. Параллельно этому произведение должно формально соответствовать законодательству страны резидентства автора/исполнителя. Получается двойная правовая нагрузка;
  7. Отдельный опыт из практики: отсутствие средств по доказательству отсутствия действий. Агрегатор распубликовал размещение музыкального альбома на площадке яндекс. На запрос в техподдержку был получен ответ, что возможность этого есть только у владельца личного кабинета. При этом автор этого не делал и не имеет никакой возможности доказать обратное.

Опубликовано

в

от

Метки: