- Подготовка контрольной комнаты и контрольных мониторов
- Подготовка и редактирование проекта в DAW. Выбор дублей, группирование
- Чистка дорожек проекта в DAW
- Ритмическая квантизация и коррекция вокала
- Фазировка многоканальных источников звука, применение обрезного нч-фильтра, микширование, панарамирование.
- Плагины. Базовая информация. Виды — VST, VST3, AU, AAX. 32 и 64 битность.
- Эквализация
- Компрессия
- Обработка (эквализация и компрессия) групп инструментов
- Пространственная обработка отдельных и групповых каналов
- Обработка мастер-шины
- Лимитирование и приведение к стандартам
- Дизеринг и выгрузка
Подготовка контрольной комнаты и контрольных мониторов
- Важно подготовить помещение. Reflection-Free Zone. 15 мс ≈ 5 метров
- Не ставить колонки напротив стены, симметрично относительно стен (из одинакового материала).
- Мониторы — любые мониторные колонки должны быть достаточными. Есть ближнего, среднего, дальнего поля. Расположение в виде треугольника. Горизонтальное расположение — только если это разрешено производителем.
- Важно отметить для себя фантомный центр;
- Мониторные наушники — лучше более открытые. В них устаёшь.
Подготовка и редактирование проекта в DAW. Выбор дублей, группирование
- Доработка ранее созданного при записи проекта. Цветовая кодировка, пиктограммы и прочее. Горизонтальная разметка структуры песни, маркеры мест, требующих внимания.
- Прослушивание и склейка удачных дублей. Возможно — чистка и консолидация проекта.
Чистка дорожек проекта в DAW
- Существуют разные плагины для автоматизации (например waves debreath)
- Некоторым инструментам художественно важно оставлять грязь и артефакты записи.
Ритмическая квантизация и коррекция вокала
- Есть несколько алгоритмов ритмической квантизации, зависит от используемой DAW.
- Slicing (нарезка) даёт самый неискажённый звук.
- При обработке многоканальной записи необходимо включить общую квантизацию, выбрать “триггерные” каналы, по которым будет происходить выравнивание ритма.
- Возможна раздельная квантизация разных регионов с разным ритмом (например, один регион триолями, другой восьмыми).
- Для коррекции вокала существуют как встроенные (Flex pitch в Logic pro X) так и внешние плагины (Melodyne, autotune).
- Важно выбирать тональность песни, чтобы помочь алгоритмам.
- Кроме исправления тона можно так же поправить вибрато.
- Конечный результат выстраивается на слух.
Фазировка многоканальных источников звука, применение обрезного нч-фильтра, микширование, панарамирование
- Фаза и задержки могут критически изменить частотный отклик записанного источника (например, 2 микрофона, записавшие один гитарный кабинет, фазовое соотношение микрофона малого барабана и оверхедов);
- Обрезной НЧ-фильтр нужен примерно на всех дорожках (особенно, если он не был использован на этапе записи). Аудиально устанавливается частота и крутизна среза. Использование большой крутизны искажает более высокую АЧХ, важно это учитывать;
- На этапе микширования выстраивается базовый микс. Громкостью мы распределяем планы песни.
- Панорама технически разводит потенциально дублирующие тембры, добавляет планы в горизонтальной проекции.
Плагины. Базовая информация
Эквализация
- Академически правильным является вычитание, а не прибавление частот;
- Существуют линейные эквалайзеры (не вносящие фазовые искажения в соседние регионы);
- При трудности в аудиальном нахождении паразитной частоты используется RTA. Многие плагины (например FabFilter Pro EQ) позволяют засолировать искомую частоту для упрощения её нахождения. Экстремальные значения Q помогают более точно определить её.
- Чем уже ширина Q, тем большие искажения соседних регионов;
- Многие плагины вносят специальные гармонические изменения тембра;
Компрессия