10 основных этапов подготовки к записи одного или нескольких источников звука. Содержит подробное структурированное руководство о том, как записать песню.
- Прослушивание аранжировки, демо. Выяснение потенциальных спектральных, частотных конфликтов.
- Выяснение характера источников записи. Выяснение динамического и частотного диапазона, характерных тембральных особенностей, дефектов источника.
- Выбор акустического пространства для записи.
- Подбор микрофонов/датчиков.
- Подбор предусилителей.
- Работа с АЦП. Выбор битности/частоты.
- Подготовка проекта в DAW.
- Настройка мониторинга исполнителя.
- Запись. Контроль дублей.
- Прослушивание соло/в миксе.
1. Прослушивание аранжировки, демо
Выяснение потенциальных спектральных, частотных конфликтов.
- Прослушивание референсных композиций, сравнение их спектра и места в миксе.
- Запись “рыбы” (демо) в случае её отсутствия.
- Взаимодействие НЧ источников (бас, бочка, синтезаторы). Исключение из низкого спектра иных инструментов (баритон)
- Нахождение приоритетного частотного отрезка для каждого из инструментов. Разведение по стереопанораме дублирующих инструментов.
- Выбор источников ВЧ, их разведение по стереопанораме.
2. Выяснение характера источников записи
Выяснение динамического и частотного диапазона, характерных тембральных особенностей, дефектов источника.
- Настройка и аудиальная проверка чистоты звучания источника.
- Закладывание 10-20 дБ для потенциально динамичных источников.
- Выбор техники записи (стерео, Mid-Side, моно), выбор соотношения тон-тембр-дефекты источника.
- Изолирование нежелательных резонансов и призвуков источника.
3. Выбор акустического пространства для записи
- Выбор тон-зала исходя из необходимости сухого или подготовленного звучания источника (dry/wet). В это никто не верит;
- Акустическая доработка пространства для записи;
- Ближний/дальний съём, избегание proximity эффекта;
4. Подбор микрофонов/датчиков.
- Выбор микрофонов, потенциально подходящих для записи источника звука.
- Контроль взаимного проникновения звука при многоканальной записи;
- Влияние фазовых искажений. Подбор расстояния исходя из наиболее приятного по звучанию микса из микрофонов. Техники ORTF, MS, XY, Spaced;
- A/B-тестирование микрофонов и их положения в пространстве.
5. Подбор предусилителей.
- Выбор предусилителей, потенциально охватывающих без искажений динамический диапазон микрофона с конкретным источником звука. При необходимости включения pad
- Проверка фантомного питания 48 в, 5в.
- Выбор предусилителя исходя из окраса звучания.
- Обычно выбираем максимальную омность предусилителя
- Установка обрезного НЧ-фильтра
- Фазировка.
- Сопоставление выходного сигнала предусилителя и АЦП (-10 dBV, +4 dBu).
- Использование hi-z входа (470 кОм против 10 мОм на линейном)
- Выделение отдельного канала для DI-сигнала
- Преампы активных гитар: установка неперегруженного уровня выходного сигнала
6. Работа с АЦП. Выбор битности/частоты.
- Проверка синхронизации разных элементов системы АЦП-ЦАП (через word clock, adat, s/pdif, dante). Проверка работы нескольких аудио-интерфейсов через создание Агрегатного устройства (на Mac OS).
- Использование “родного” драйвера интерфейса
- Выбор битности (стандартно 24 bit на запись)
- Выбор частоты (44100, 48000 Гц, осмысленное применение более высоких частот квантизации). Прогнозирование размера аудио и менеджмент свободного места.
- Установка размера буфера исходя из возможностей ПК, компенсация его задержки в DAW.
7. Подготовка проекта в DAW.
- Установка темпа, тональности, размера;
- Подготовка, группировка и цветовое кодирование аудио-дорожек;
- Расстановка маркеров структуры произведения (интро-припев-куплет);
- Выбор метронома (его тона, частоты, выделения сильной доли);
- Синхронизация многоканальных источников записи;
8. Настройка мониторинга исполнителя.
- Выбор наушников исходя из требований к изолированию сигнала.
- Согласование уровней выходного сигнала для избегания перегрузки.
- Подбор удобного микса из предзаписанного сигнала и источника записи.
9. Запись. Контроль дублей.
- Контроль уровня входного сигнала на входе/выходе предусилителей;
- Визуальный контроль положения микрофонов;
- Аудиальный контроль качества записи;
- Выбор темпа и формата записи (кусками, целыми дублями), подбор удачных дублей.
10. Прослушивание соло/в миксе.
- Прослушивание соло-аудиодорожек на предмет обнаружения артефактов записи.
- Прослушивание